Почему один кофе очень дорогой, а другой — дешевый? В чем разница?

  • /
  • /
Вопрос звучит довольно обобщенно, но на самом деле он волнует большую аудиторию, которая пьет кофе, но не разбирается в тонкостях этого напитка. Когда мы приходим в супермаркет, чтобы купить пачку кофе, или открываем интернет-магазин, перед нами открывается огромный ассортимент совершенно разных сортов кофе, где цена может варьироваться от 500 рублей за 1 кг до 5000 и более.

Из огромного количества факторов, которые формируют стоимость напитка, сегодня мы поговорим о самых значимых и постараемся объяснить, насколько вкусный кофе мы получим за высокую цену.

Кофе в зёрнах

3 фактора, которые влияют на стоимость кофе:

Первый фактор, влияющий на стоимость кофе, это импортный или отечественный производитель. Речь идет о производителе обжаренного кофе, так как мы с вами прекрасно знаем, что весь кофе, в принципе, является импортным, поскольку произрастает только в жарких странах экваториальной и субэкваториальной зон. Известные бренды, такие как Illy (Италия), Lavazza (Италия) и Paulig (Финляндия), покинули российский рынок, но осталась частичная дистрибуция и параллельный импорт. В таких условиях, учитывая сложную транспортировку кофе, его цена, конечно же, будет высокой.

Давайте посмотрим на упаковки кофе с итальянскими названиями на этикетке. Если почитать описание, то выяснится, что это отечественный производитель, который обжаривает кофе и делает купажи (смесь разных зерен кофе) в итальянском стиле. По своим характеристикам такой кофе будет похож на «итальянский», но здесь все зависит от производителя. Если убрать предубеждение к бренду, то смело можно подобрать аналог итальянского кофе за более низкую стоимость.

У российского потребителя есть особая привязанность к «итальянскому кофе», хотя в самой Италии культура кофе развита намного ярче, чем у нас, и сформировалась за относительно небольшой исторический промежуток. Самый популярный кофейный напиток в Италии — это эспрессо, маленькая порция кофе, приготовленная под высоким давлением горячей воды с помощью кофемашины. «Итальянский кофе» в большинстве случаев представляет собой смесь зерен арабики и робусты с темной обжаркой. Благодаря этому кофе приобретает глубокие ноты орехов, шоколада, жареных оттенков и выраженную горчинку во вкусе (но это уже стереотип, итальянский кофе также может быть разным). Такой кофе отлично готовится в эспрессо-машине и подходит любителям насыщенного, яркого «кофейного вкуса».

Кофе на полках в магазине

Второй фактор — это состав кофе. В мире существуют два основных вида кофе, используемых в кофейной промышленности — арабика и робуста. Арабика всегда дороже робусты, и чем больше арабики в составе, тем выше себестоимость. Арабика ценится за свои вкусовые и ароматические характеристики. Она более сложная и богатая по вкусу по сравнению с робустой. Арабика придает кофе кислинку, которая нравится, кстати, далеко не всем. Робуста, напротив, придает кофе плотный и насыщенный, но горький вкус.

Однако, если бы все было так просто, то текст уже закончился. У этих двух видов кофе есть множество подвидов, и здесь мы погружаемся в кофейную культуру, которую можно сравнить с винной. Каждый подвид арабики и робусты имеет свои характерные вкусовые нотки и, соответственно, разную стоимость продукта. Например, арабика из Кении будет стоить дороже, чем арабика из Бразилии. Она обладает яркой кислинкой и ягодно-фруктовыми нотками, тогда как арабика из Бразилии будет менее кислотной с характерными ореховыми нотами во вкусе. Следовательно, кофе с меткой «100% арабика» будет стоить дороже смеси с робустой, а арабика из конкретной страны обычно имеет более высокую цену, чем бленд из разных сортов арабики.
Третий, значимый фактор — производитель кофе. Разные компании ориентированы на определенные сегменты рынка: эконом, массовый, премиум и суперпремиум. Например, в супермаркете обычно экономически доступные кофе находятся на нижних полках, затем следуют продукты массового сегмента, а премиум и суперпремиум сорта располагаются на верхних полках. Качество зерен и содержание арабики будут пропорциональны стоимости продукта.

В заключение хочется сказать, что

не существует понятия «самый лучший кофе». Существует разнообразный кофейный продукт, который соответствует разным вкусам и предпочтениям. Например, если вы любите плотный кофе с «жареными» нотками и выраженной горчинкой, нет смысла покупать дорогие бленды, можно вполне подобрать кофе из экономического сегмента. И наоборот, богатый и сложный кофе с кислинкой предполагает использование продукта более высокого качества, который не будет доступен в экономическом сегменте, и за него нужно будет заплатить больше.

Автор: Александр Ершов — кофе-эксперт

Другие статьи JM BAR